На сегодняшний день в коллекции музея находится около восьми тысяч картин, тысяча скульптур, множество исторических документов и предметов прикладного искусства. Однако площадь музея не позволяет проводить экспозиции всех экспонатов, поэтому на всеобщее обозрение выставлено порядка двух тысяч картин, остальные находятся в запасниках и на хранении в других мировых музеях. Еще до создания музея Прадо, его коллекция принадлежала испанским монархам и церквям. В XVI веке Карл I начал собирать картины Тициана, поклонником которого он являлся. Также он любил работы Веронезе и Тинторетто. Все последующие монархи продолжали пополнять королевскую коллекцию собранием полотен Гойи, Рубенса, Эль Греко, Босха и других художников. Но эти шедевры были доступны к просмотру только представителям аристократии и переходили по наследству от одного монарха другому, что приводило не только к их пополнению, но и к потерям. Так Филипп III подарил Максимилиану II (императору Священной Римской империи) картины кисти Караваджо. На сегодняшний день они представлены в Венской галерее. Зато его сын, Филипп IV, сумел добавить к существующим полотнам еще и работы Рубенса, Ван Дейка, Иорданса. Династия Бурбонов, сменившая на троне Габсбургов, пополнила сокровищницу картинами французских и итальянских художников, таких как Джованни Креспи, Гверчино, Веласкес и др. Основателем и владельцем музея Прадо стал Фердинанд VII. Изначально на обозрение публики выставлялось чуть более 300 картин, но экспозиции постоянно пополнялись новыми экспонатами из личной коллекции монарха. В 1837 году был создан музей Тринидад, представивший произведения искусства из монастырей. После того, как музей Прадо перестал быть собственностью монархов, в него были переданы полотна из музея Тринидад. Были в истории музея и сложные времена, когда он вынужден был приостановить свою работу. Во время Гражданской войны директором был назначен Пабло Пикассо, сделавший многое, чтобы спасти мировое наследие.